Основные качества, привычки и характер закладываются в детстве человека, формируются в семейной среде. Семья – важный социальный институт, который является опорой для человека в течение всей жизни. При этом опыт взросления человека в семье закладывает определенные особенности в восприятие человека. Ребенок, оставшийся без попечения родителей, как правило, имеет негативный опыт воспитания в кровной семье. Зачастую это травмирующие ситуации, которые остаются с ребенком навсегда, а иногда и насилие в семье. Поэтому у детей-сирот, социальных сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеются специфические социально-психологические особенности.
Специфические трудности обычно связаны в развитии с неадекватной (обычно заниженной) самооценкой, фрустрацией достижения успеха, физиологической сопротивляемостью стрессу [15,с.59].
Одним из важнейших этапов в развитии личности по праву считается этап формирования идентичности [15,c.76].
Идентичность, согласно трактовке Эриксона – это система представлений о себе, о мире и о «себе и о мире». Именно на этом этапе развития личности формируется система ценностей – то есть тех жизненных ориентиров, которые и создают основу для нравственных барьеров и ограничений в силу своей высокой значимости и эмоциональной насыщенности, задают понятия жизненного смысла и целей.
Очень важно, чтобы формирование системы ценностей проходило при взаимодействии с социально значимым для ребенка взрослым. В противном случае у детей не формируются собственные ценности и принципы, зато на смену им приходит – конформность – податливость человека давлению со стороны окружения, выражающееся в изменении его поведения и установок в соответствии с первоначально не разделявшейся им позицией большинства.
Такая замена становится прямой дорогой к совершению правонарушений, к попаданию в криминальные группы.
Согласно ряду исследований, находящиеся в состоянии социальной депривации дети и подростки, с большими сложностями осваивают основные социальные роли. А это, в свою очередь, может привести к колоссальному эмоциональному напряжению и нарушению поведенческих норм, принятых в обществе. Среди поведенческих нарушений наиболее распространены следующие.
Гиперкинетическое расстройство, проявляющиеся в отсутствии терпения (усидчивости), привычке не доводить начатое до конца, все это - на фоне слабо регулируемой избыточной активности. Эту картину дополняет безрассудность, импульсивность, склонность попадать в несчастные случаи. Такие дети не осознают необходимости дистанции в общении со старшими, их не любят сверстники.
Несоциализированное расстройство поведения – сочетание упорного агрессивного или антисоциального поведения. Налицо – нарушение социальных норм, значительное нарушение взаимоотношений с другими детьми также характеризуется отсутствием продуктивного общения со сверстниками, проявляется в изоляции от них. При этом взаимоотношения с взрослыми могут, хотя и нечасто, складываться хорошо, однако рассчитывать на высокую доверительность не стоит. Могут проявляться сопутствующие эмоциональные расстройства. Характерны драчливость, хулиганство, вымогательство или нападение с насилием и жестокостью, непослушание, грубость, индивидуализм и сопротивление авторитетам, вспышки гнева и неконтролируемой ярости, разрушительные действия.
Социализированное расстройство поведения отличается тем, что стойкое асоциальное и агрессивное поведение возникает у общительных детей и подростков. Отношения с взрослыми не складываются.
Смешанные поведенческие и эмоциональные расстройства: сочетание стойко агрессивного асоциального или вызывающего поведения с выраженными симптомами депрессии или тревоги. Данные расстройства могут проявляться в форме депрессии, уклонения от участия в коллективных играх и занятиях, тревожным и боязливым поведением.
Делинквентное поведение – патология, под которой понимается регулярное совершение мелких, но не принимающих форму откровенного криминала, проступков, как то: систематические прогулы занятий, выпрашивание или вымогание денег у слабых и младших, общение с антисоциальными элементами.
Ранняя алкоголизация и наркотизация (аддиктивное поведение). В компаниях делинквентных подростков значительная их часть злоупотребляет алкоголем, многие имеют опыт приема наркотиков. Мотив – быстрая адаптация в компании сверстников, стать ее активным и признанным участником, любопытство.
Психогенное патологическое формирование личности. Это аномалия в процессе становления личности детей и подростков. Дети и подростки с признаками девиантного поведения попадают в группу социального риска.
Социализация – это процесс усвоения ребенком правил, норм поведения, благодаря которым он становится членом общества. Социализация происходит под воздействием совокупности социальных факторов (семейных, школьных, общественных в целом), определяющих вектор социальной активности ребенка, его позитивную или отрицательную направленность. Различные психопатологии, алкоголизм, преступные наклонности, асоциальное поведение родителей, конфликтные внутрисемейные отношения и т.п. относятся к факторам, деформирующим процесс социализации ребенка [15,c.78].
Социальное сиротство – следствие многих социальных проблем. И как социальное явление, имеет множество факторов и последствий. В современной социальной работе делается уклон на предотвращение последствий, то есть действие на опережение. В рамках такого явления, как социальное сиротство действием на опережение является профилактика социального сиротства.
В профилактике нуждается все население, в особенности же люди, входящие в группы повышенного риска: малолетние дети, подростки, престарелые, а также люди, ведущие асоциальный образ жизни и т.д. Профилактика должна проводиться в форме запланированных действий, нацеленных главным образом на достижение желаемого результата, но в то же время и на предотвращение возможных негативных явлений.
Под профилактикой подразумевается прежде всего научно обоснованные и своевременно предпринимаемые действия, направленные на:
- предотвращение возможных физических, психологических, или социокультурных коллизий у отдельных индивидов и групп риска;
- сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья людей;
-содействие им в достижении поставленных целей и раскрытии их внутренних потенциалов.
Профилактика – система государственных, социальных, гигиенических и медицинских мер, направленных на предупреждение социальных отклонений и обеспечение высокого уровня здоровья [31,c.257].
Социальная профилактика - это целенаправленная, социально организованная деятельность по предотвращению проблем населения в различных сферах жизнедеятельности [31,c,55].
Первичная профилактика направлена на предупреждение и устранение неблагоприятных факторов, вызывающих негативные социальные явления, а также на повышение устойчивости личности к влиянию данных факторов.
Первичная профилактика широко применяется в практике социальной работы с детьми и подростками, находящимися в трудной жизненной ситуации.
Задачей вторичной профилактики является раннее выявление дезадаптивного поведения и его симптомов и работа с группой риска. Профилактические меры принимаются в отношении группы риска непосредственно перед возникновением проблем.
Третичная профилактика обычно направлена на предупреждение рецидивов, то есть на ту категорию, для которой проблема уже стала частью жизни [31,c.56].
Часто первичная профилактика требует комплексного подхода, который должен привести в действие системы и структуры, способные предотвратить возможные проблемы или решить поставленные задачи.
Конкретная деятельность по предупреждению негативных тенденций в социальном развитии индивидов имеет ряд принципиально важных моментов.
Во-первых, негативные тенденции имеют, как правило, имеют прежде всего социально-экономический характер. Поэтому их продуктивное решение предполагает учет и реорганизацию всего комплекса факторов силами специалистов разных профессий. Специалисту по социальной работе необходимо выделить те аспекты проблемы, которые соответствуют его компетенции.
Во-вторых, формулировка конкретных целей профилактической работы может вестись только на основе учета специфики конкретной ситуации. Трудно наладить работу с клиентом при решении, например, его материальных проблем, не зная уровень его доходов, или заниматься профилактикой асоциального поведения, не зная его видов и причин возникновения. Это означает, что при постановке цели социальной работы по оптимизации социального состояния индивида должен быть четко определен объект (тип состояния) и предмет (вид профессиональной деятельности) направления воздействия. Здесь возможно применение всего арсенала средств диагностического измерения индивида, система планирования работы с определенными этапами ответа на вопрос: «Для кого и что мы собираемся делать»?
В третьих, подбор адекватных средств для оптимизации социального состояния (самочувствия) клиента может вестись только на основе тщательно конкретизированной цели работы.
В построении общей программы оптимизирующих мероприятий, безусловно, ведущую роль играет ориентация профилактической работы. В зависимости от того, на каком уровне планируется ее проведение (микро-, макро-уровень и так далее) в работе будут преобладать установки либо на устранение объективных источников развития негативных состояний (проективный план), либо на использование компенсаторных средств (коррективный план).
Непосредственная нацеленность на оптимизацию разных сторон социального развития – поддержание высокого уровня социального самочувствия, адаптация к новым экономическим условиям или снижение заболеваемости – требует преимущественного привлечения разных профилактических средств и неодинаковой их компоновки (целевых установок) в рамках целостной системы.
В-четвертых, важнейшим моментом в деятельности социального работника определение эффективности мероприятий. В этих случаях не только возможно, но и необходимо опираться на анализ показателей социально-экономической, социально-психологической эффективности: удовлетворенность социальным обслуживанием (патронажем), сокращение заболеваемости, улучшение социально-психологического климата в коллективе, удовлетворенность трудом и т.д.
Исторический и зарубежный опыт профилактики социального сиротства доказывает необходимость избегания институционализации детей, оставшихся без попечения родителей, путем нахождения альтернативного решения их жизнеустройства на уровне общины и проведения превентивной социальной политики в сфере семьи и детства [20,с.9].
В Российской Федерации выделяют такие модели жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей, как усыновление, опека и попечительство. Усыновление – это такая мера защиты ребенка, при которой устанавливаются родственные связи между ребенком, с одной стороны, и человеком или супружеской парой, не являющимися его родными отцом и матерью, с другой стороны. Усыновление – это процесс, при котором ребенок находит для себя семью, а не какую-либо ее замену [20,с.36]. Опека – устанавливается над детьми до 14 лет в целях их содержания, образования и воспитания, а также для защиты их прав и интересов. В отличие от усыновления, ребёнок сохраняет свои фамилию, имя, отчество, а кровные родители не освобождаются от обязанностей по участию в содержании своего ребёнка. Опекун имеет практически все права родителя в вопросах воспитания, обучения, содержания ребёнка и ответственности за ребёнка. На содержание подопечного ребёнка ежемесячно выплачиваются средства в размере, установленным законодательством субъекта Федерации. Органы опеки обязаны осуществлять регулярный контроль над условиями содержания, воспитания и образования ребёнка. Доступность опеки объясняет ее распространенность и появление достаточно большого числа опекунских семей. Опекунская семья является обязательно объектом контроля (надзора) со стороны государства в лице его органов, уполномоченных на охрану прав детей [20,с.38]. Попечительство – устанавливается над детьми с 14 до 18 лет также как и опека, в целях их содержания, образования и воспитания. Приемные семьи – возмездная форма опеки, которая функционирует как специализированное учреждение для детей, оставшихся без попечения родителей, иначе это можно назвать «семья по договору». Наряду с приемными семьями, где ребенок находится круглосуточно, существуют семьи, обеспечивающие прием детей на ограниченный срок [20,с.60].
Однако, вышеперечисленные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, направлены на решение проблем жизнеустройства социальных сирот, постоянный рост которых можно связать с недостаточной профилактикой риска социального сиротства на первичном уровне.
Автор Жданова И.В. отмечает, что подавляющее число мероприятий как правило осуществляется на уровне вторичной и третичной профилактики, то есть на работу с семьями, уже имеющими негативный родительский опыт с целью недопущения и предотвращения семейной ситуации [8,c.140].
Жданова И.В. отмечает, что до недавнего времени одним из наименее разработанных направлений в профилактике социального сиротства являлась именно первичная профилактика, особенно с семьями на более ранних стадиях кризиса. Однако в последнее время ситуация меняется, разрабатываются различные модели организации работы именно с такими семьями. Модель первичной профилактики, представленная в статье, базируется на следующих двух группах принципов: организационные и профессионально-технологические.
К организационным относятся:
1. Формирование инфраструктуры профилактики социального сиротства путем создания в районах и муниципальных образованиях новых оперативных служб.
2. Ориентация, как всех действующих ранее, так и вновь созданных служб по работе с семьей на семейно-центрированный подход, направленный на выявление ресурсов семьи и приспособление этих ресурсов к задачам улучшения семейной ситуации.
3. Сочетание заявительного принципа и концепции раннего выявления социального неблагополучия семей в контексте приоритета первичной профилактики социального сиротства. Раннее выявление случаев семейного неблагополучия осуществляется в ходе оценки уровня риска социального неблагополучия семьи и ребенка, по результатам которой делается вывод о стратегии работы с семьей.
4. Использование методологии «case-work» – работы со случаем в качестве основы деятельности служб по работе с семьей и детьми. И каждый случай должен закрепляться за конкретным специалистом, который становится ответственным за ведение этого случая – «case-manager».
5. Ориентация на работу с местным обществом – «community work», то есть ориентация на вовлечение и решение проблем семей ресурсов местного сообщества находит отражение в использовании в работе таких инструментов и методов, как социальное картирование и составление социального паспорта территории, включающего в себя описание проблем и ресурсов территории; работу с сетью социальных контактов представляющих собой ту силу и опору, которая сама по себе является ресурсом.
6. Приоритет сохранения семейного устройства детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (размещение ребенка в государственном учреждении – временная мера);
7. Непременность общественного участия и общественного контроля в сфере работы с семейным неблагополучием (в виде попечительских советов, механизмов общественной экспертизы, и независимого социального аудита).
К принципам, которые отражают профессионально-технологический уровень реализации деятельности по профилактике социального сиротства можно отнести:
1. Приоритет работы с переживаниями и травмами ребенка в процессе профилактической работы.
2. Ориентация на максимальное использование потенциала кровной семьи и мобилизацию ее ответственности.
3. Сервисный характер деятельности служб и отдельных специалистов по отношению к семье и ребенку (определение перечня услуг, необходимых для удовлетворения потребностей семьи с детьми).
4. Безоценочное отношение к членам семьи.
5. Принцип анализа глубинных потребностей семьи и несовершеннолетнего. Предметом работы является поиск неудовлетворенных потребностей членов семьи, являющихся причиной семейного неблагополучия и/или деструктивного поведения.
6. Приоритет первичной профилактики социального сиротства.
В целом, автор отмечает, что реализация всех вышеперечисленных пунктов предполагается в рамках 5 этапов: социальное картирование семей и ресурсов территории для выявления нуждающихся в помощи, а также возможных источников поддержки; выявление случаев семейного неблагополучия; определение зоны персональной ответственности одной из служб за работу с семьей и детьми, а также дифференциация по категориям клиентских групп на различных уровнях профилактики; осуществление профилактической деятельности, реализация программ работы с семьей и детьми; мониторинг и оценка результативности и эффективности работы [8,c.140].
Липницкая О.Г., Национальный советник по программам укрепления семьи фонда профилактики социального сиротства, отмечает в своей статье, что самый эффективный метод борьбы с проблемой социального сиротства – это оказание помощи родителям в их заботе о своих детях [21,c.149].
Также автор в своей работе отмечает, что специалисту по социальной работе для успешного осуществления деятельности по профилактике социального сиротства необходимо обладать оптимальным набором личностных качеств, в который входят такие аспекты, как: ответственность, принципиальность, наблюдательность, коммуникабельность, корректность, интуиция, личностная адекватность по самооценке и оценке других, способность к самообразованию, оптимистичность, мобильность, гибкость, гуманистическая направленность личности, сочувствие к проблемам других людей, терпимость, способность к рефлексии и отслеживания собственных чувств, а также умение делиться ими с клиентом. Перечень был сформирован по результатам исследования в программах укрепления семьи. Отдельно Липницкая О.Г. выделяет владение специалиста умением занимать рефлексивную позицию, то есть специалист должен быть способен смотреть на себя и свою деятельность со стороны – глазами клиентов. Таким образом, клиент сможет создать умозрительную обратную связь с членами семьи, что существенно повышает адекватность педагогического взаимодействия.
Автор отмечает, что для специалиста рефлексия по поводу любой конкретной ситуации разворачивается в двух аспектах. Первый связан с оценкой себя как профессионала «по должности», второй – тоже как профессионала, но андрагога. Это рефлексия связана с осознанием степени той информационно действенной поддержки, которую – через новый взгляд на ситуацию – он оказал клиенту как человеку, помог увидеть новые перспективы, в другом ключе переосмыслить жизненные проблемы [21,с.149].
Субъектами профилактики социального сиротства являются органы и учреждения опеки и попечительства, образования, социальной защиты населения, здравоохранения, социальные службы, подведомственные Комитету по социальной политике Санкт-Петербурга, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, учреждения культуры, досуга, спорта и туризма, общественные и некоммерческие организации и другие [40,с.25].
Функционирование такой системы требует соблюдение условий. К ним относятся:
Признание объектом профилактики социального сиротства не только самого ребенка, но и его семьи, проблемы которой должны рассматриваться в качестве основной причины социального сиротства;
Изменение приоритетов в способах реагирования органов опеки и попечительства на ребенка, оставшегося без попечения родителей и не востребованного родственниками или усыновителями, - передача его на воспитание в замещающие семьи, а не в учреждение;
Изменение приоритетов в отношении детей с ограниченными возможностями здоровья, переход на интегрированные формы обучения и воспитания;
Преодоление межведомственной разобщенности в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления по профилактике социального сиротства и защите прав детей, оставшихся без попечения родителей [40,c.26].
Также важным фактором является создание вертикальной и горизонтальной системы взаимодействия, координации и объединения усилий различных органов и учреждений социальной сферы, четкая координация мероприятий, разработка и внедрение единой технологии социальной работы по защите прав несовершеннолетних.
Стрельникова Н.Н. предлагает разделить систему профилактики социального сиротства условно на три уровня:
Цель профилактики первого уровня – создание условий, предотвращающих, либо минимизирующих возможности возникновения ситуаций, приводящих к семейному неблагополучию: профилактика безнадзорности несовершеннолетних, устранение причин и условий ей способствующих, формирование приоритета семейных отношений и ценностей родительства.
Целью профилактики второго уровня является раннее выявление семей, детей, женщин групп риска и содействие в преодолении ими кризисной ситуации [40,34].
Профилактикой социального сиротства третьего уровня является работа с замещающей семьей. Предполагает организацию работы по устройству детей, оставшихся без попечения родителей, в замещающие семьи. Приоритетной формой устройства является усыновление [40,c.53].
Исходя из вышесказанного в первой главе, можно сделать следующий вывод.
Проблема сиротства в России является актуальной, на 2015 год в стране проживало около 400 тысяч детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В Санкт-Петербурге за последние годы количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, держится на одном уровне. В Санкт-Петербурге функционирует двухуровневая система учреждений социального обслуживания населения, которая включает 68 государственных учреждений различных видов, осуществляющих социальное обслуживание семей и детей.
Социальное сиротство – социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения тех родительских прав, признания родителей недееспособными, безвестно отсутствующими и др.
В Российской Федерации и в Санкт-Петербурге в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, действуют следующие законодательные акты: Семейный кодекс Российской Федерации, Федеральный Закон «об опеке и попечительстве» от 24.04.2008 №48- ФЗ, Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 1996 г., Федеральный закон №120 «Об основах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 1999 г.; Федеральный Закон №442 от 28.12.2013 «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»; Федеральный Закон от 16.04.2001 №44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей»; Социальный Кодекс Санкт-Петербурга.
В совокупности эти законодательные акты формируют систему защиты и обслуживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
У детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как правило, имеются социально-психологические особенности, связанные с деструктивной моделью семьи и выражающиеся в развитии неадекватной самооценки, фрустрации достижения успеха и физиологической сопротивляемостью стрессу.
Профилактика социального сиротства – актуальное средство решение проблемы. Профилактика – система государственных, социальных, гигиенических и медицинских мер, направленных на предупреждение социальных отклонений и обеспечение высокого уровня здоровья.
Исторический и зарубежный опыт доказывает необходимость избегания институционализации детей, оставшихся без попечения родителей, путем нахождения альтернативного решения их жизнеустройства, то есть предпочтение семейной формы устройства. Выделяют такие модели жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей, как усыновление, опека и попечительство. Авторы отмечают, что упор в современной России делается на вторичную и третичную профилактику, однако переход к профилактике первичного типа мог бы изменить ситуацию в более позитивную сторону. То есть требуется работа с семьями группы риска до наступления такой ситуации, когда дети помешаются в государственное учреждение.