Описание базы исследования.
Описание базы исследования составлено на основании анализа документов и Интернет-ресурсов, включая официальный сайт организации, Устав организации и Положение об отделении социально-правовой помощи.
СПб ГБУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Воспитательный дом» является учреждением системы социального обслуживания, Центром социальной реабилитации несовершеннолетних, лишенных опеки и попечительства, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. 
В Доме живут и воспитываются также дети от 3 до 18 лет из асоциальных семей, лишенные родительской опеки, жилья, средств к существованию, имеющие опыт бродяжничества, испытавшие жестокость и насилие.
Основная деятельность Центра направлена на обеспечение социальной, правовой, медико-психологической и педагогической реабилитации и помощи детям и подросткам, организацию их временного проживания, адаптацию в социуме.
Воспитательный дом предоставляет следующие услуги.
Временное помещение детей на круглосуточный стационар на полное государственное обеспечение с целью оказания комплексной социально-правовой, медицинской и психолого-педагогической помощи.
Посещение детьми дневного стационара, обеспечение 3-х разовым бесплатным питанием; организация развивающего досуга; занятия с психологами и другими специалистами Центра.
Оказание комплексной социально-правовой, психологической и педагогической помощи опекунам, попечителям и приемным семьям, воспитателям семейно-воспитательных групп.
Помощь клиентам от 18-ти до 23-х лет, выпускникам сиротских учреждений Кировского района и клиентам, оказавшимся в сложной жизненной ситуации.
Комплексная помощь семьям в условиях круглосуточного стационара, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
Помощь несовершеннолетним матерям и беременным (на ранних сроках беременности) в возрасте до 18 лет, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
Бесплатное консультирование в социальной приемной жителей Кировского района, воспитывающих несовершеннолетних детей по социально-правовым и психолого-педагогическим вопросам. 
На базе Центра функционирует одиннадцать отделений.
1. Приемное отделение.
Основной целью деятельности отделения является обеспечение и оказание своевременной, квалифицированной медико-психологической помощи несовершеннолетним, при их приеме в Центр и в случае их заболевания. 
Отделение осуществляет диспансеризацию, выполняет все назначения врачей-специалистов, вплоть до необходимой госпитализации, медицинских обследований, организации операций в медицинских учреждениях.
Специалисты отделения проводят первичный медицинский осмотр, оказывают необходимую доврачебную помощь, готовят медицинскую документацию для прохождения детьми медико-психолого-педагогической комиссии, при переводе в детские дома, санатории, учебные заведения.
2. Отделение социально-правовой помощи.
Отделение социально-правовой помощи осуществляет прием и отчисление воспитанников, ведет личное дело, собирает необходимые документы по определению социального статуса несовершеннолетнего, обеспечивает правовую защиту, осуществляет социальный патронаж семей несовершеннолетних, нуждающихся в различных формах социальной помощи и поддержки др. Ведет банк данных о детях, находящихся в Центре, составляет оперативную, периодическую отчетность.
Отделение имеет социальную приёмную для граждан с детьми, которая организует оперативную помощь обратившимся клиентам, дает консультации, координирует действия специалистов, ведет банк предоставленных услуг.
3. Стационарное отделение.
Отделение действует с целью обеспечения своевременности квалифицированной социальной психолого-педагогической реабилитации несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Оно рассчитано на проживание 53 детей от 3 до 15 лет, в условиях круглосуточного стационара.
В отделении имеются 4 квартиры со всеми удобствами, где созданы комфортные условия проживания, приближенные к домашним. В каждой квартире есть игровая, учебная комната, кухня и несколько спальных комнат, рассчитанных на 2-3 ребенка.
4. Отделение дневного пребывания и социального патронажа
В отделение могут обратиться семьи, испытывающие трудности в воспитании несовершеннолетних детей: сложное материальное положение, безнадзорность, проблемы психологического и педагогического характера в школе, конфликты в семье и т.д. В Центре детям предоставляется трёхразовое бесплатное питание, консультативная помощь в выполнении домашних заданий социального педагога, логопеда, дефектолога, психолога. Воспитанники отделения включаются во все реабилитационные и досуговые мероприятия, проводимые в Центре (театрализованные представления, спортивные занятия, посещение мастерских, музеев, театров и т.д.). родителям оказывается психолого-педагогическая поддержка специалистов психологов и социальных педагогов.
5. Отделение социальной диагностики и разработки индивидуальных программ социальной реабилитации несовершеннолетних.
Специалистами отделения проводится диагностика детей, разработка и реализация индивидуальной комплексной программы реабилитации, предназначенной для каждого конкретного воспитанника Центра, с целью вывода его из трудной жизненной ситуации и гармонизации личности.
Одним из основных направлений деятельности специалистов является оказание психологической помощи детям, с использованием различных форм и методов работы: групповые и индивидуальные коррекционные и развивающие занятия, психологическое сопровождение и консультирование родителей и других членов семей воспитанников
6. Отделение реабилитации всей семьи.
Реабилитация всей семьи в условиях круглосуточного стационара - новая форма работы с семьей с целью профилактики сиротства и оздоровления социально больной семьи. Специфика работы ¬ помещение всей семьи в стационар для комплексной социальной медико-психолого-педагогической реабилитации. В отделение принимаются семьи, воспитывающие детей и имеющие различные проблемы, которые решить их самостоятельно не могут: конфликтные отношения, грозящие распаду семьи, асоциальный образ жизни родственников, алкогольные проблемы у одного или обоих родителей, временное отсутствие средств к существованию по объективным причинам, наличие у детей медико-психолого-педагогических проблем, проблемы, в результате которых родители могут быть лишены родительских прав.
Отделение имеет квартиру со всеми удобствами и полным для комфортного проживания оборудованием. Работу с семьями проводят специалисты: социальный педагог, специалист по социальной работе, педагоги-психологи, врач-педиатр.
Все дети принимаются на полное государственное обеспечение, а родителям оказывается помощь в получении пособий и в трудоустройстве. Срок пребывания от 3 месяцев, при необходимости может быть продлен до 6 месяцев.
7. Социальная гостиница «Якорь»
Подразделение создано с целью повышения эффективности процесса социализации старших подростков. Социальная гостиница, рассчитана на 24 человека, располагается в двух квартирах для девушек и юношей от 15 лет.
Главной особенностью деятельности отделения является организация полного самообслуживания вплоть до приготовления пищи под руководством воспитателя, и более свободного режима жизни. Все воспитанники гостиницы являются членами волонтерского отряда, на который возложены самые сложные задания по помощи детям Центра и сторонним гражданам, нуждающимся в помощи.
8. Отделение социокультурной анимации.
Содержанием работы отделения является организация досуга воспитанников, как важнейшего звена реабилитационной деятельности Центра.
Руководствуясь принципами непременной совместной деятельности взрослых и детей, участия в досуговой деятельности всех детей, сотрудники отделения решают следующие задачи:
¬ повышение эффективности реабилитационного процесса средствами игровой терапии;
¬ создание единого коллектива взрослых и детей в процессе досуговой деятельности;
¬ создание обстановки радостного ожидания лучших перемен в жизни каждого воспитанника и общего оптимистического фона в Центре.
9. Отделение методик, технологий и инноваций.
Главная цель отделения - обеспечение реабилитационного процесса современными научно-обоснованными средствами и методами, адекватными запросам и потребностям клиента, находящегося в поле деятельности учреждения. Отдел является разработчиком и координатором инновационной и экспериментальной деятельности Центра.
Основными направлениями работы отделения являются:
 создание концепции и стратегии развития Центра и его подразделений;
 разработка системы критериев, позволяющих оценить качество оказываемых услуг;
 разработка и внедрение современных технологий в организацию реабилитационного процесса;
 организация и проведение аттестации специалистов Центра;
 проведение внутренних аудитов (форма социального контроля) деятельности подразделений Центра;
 организация и проведение обучающих семинаров, практикумов, методических совещаний для специалистов учреждения, обеспечивающих систематическое научно-теоретическое и методическое повышение профессиональной компетентности;
 организация деятельности Методического объединения специалистов Центра;
 деятельность, связанная с планированием, отчетностью, анализом эффективности проводимых реабилитационных мероприятий.
10. Социальная гостиница «Дочки-матери».
Гостиница – отделение Воспитательного дома, предназначенное для проживания несовершеннолетних матерей и беременных (на ранних сроках беременности) в возрасте до 18 лет, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, нуждающихся во временном убежище, социально-правовой, материальной, медико-психолого-педагогической помощи и поддержке, социальной реабилитации и адаптации.
Цель создания гостиницы: охрана жизни и здоровья, матери с младенцами нравственное спасение несовершеннолетних матерей и беременных, подготовка беременных к родам, профилактика отказов от новорожденных, сохранение здорового ребенка матери, а ребенку полноценной матери.
11. Социальная гостиница «Мечта».
Социальная гостиницы «Мечта» предназначена для выпускников детских домов Кировского района и других клиентов от 18-ти до 23-х лет, оказавшихся в сложной жизненной ситуации. Гостиница является отделением СПб ГБУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Воспитательный Дом».
Основная деятельность социальной гостиницы обусловлена актуальностью проблем, связанных с трудностью социальной адаптации клиентов, нуждающихся в социальной, социально – правовой и психологической поддержке и помощи, а именно:
 предоставление временного жилья выпускникам сиротских учреждений и принятым на учет по обеспечению жильем;
 осуществление мероприятий по решению вопросов трудоустройства;
 поддержка выпускников в создании семей и оказание помощи в воспитании их детей;
 осуществление педагогического и социального сопровождения, выпускников, покинувших социальную гостиницу, оказание им помощи в критических ситуациях;
 максимальная подготовка выпускников сиротских учреждений к самостоятельной жизни.
Исследование проходило при поддержке руководителя отделения социально-правовой помощи.
На основании ФЗ № 442 «об основах социального обслуживания граждан Российской Федерации» Воспитательный Дом работает с каждым воспитанником по индивидуальной программе предоставления социальных услуг [47].
Программа, как правило, составляется на год. В ней прописана форма социального обслуживания (стационарная форма социального обслуживания при временном проживании). Виды социальных услуг делятся на семь категорий:
1. Социально-бытовые;
2. Социально-медицинские;
3. Социально-психологические;
4. Социально-педагогические;
5. Социально-трудовые;
6. Социально-правовые;
7. Услуги, в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе инвалидов.
Объем предоставления социальной услуги указывается с соответствующей единицей измерения (например, м2, шт., место, комплект) в случаях, когда объем может быть определен единицами измерения.
Также в ИППСУ имеется графа «срок предоставления услуги», где указывается дата начала предоставления социальной услуги и дата ее окончания.
Также имеется графа «отметка о выполнении», где поставщик социальных услуг делает запись: «выполнена», «выполнена частично», « не выполнена» (с указанием причины).
В рамках работы «Воспитательный Дом» руководствуется как ИППСУ, так и разработанными программами реабилитации для социальной гостиницы «Якорь» (воспитанники от 15 до 18 лет) и программой инновационной структуры «Пансион» (разновозрастные дети).
Цели социальной гостиницы временного пребывания несовершеннолетних от 15 до 18 лет «Якорь» – социализация подростков и их интеграция во взрослый социум, привитие навыков самостоятельности и самореализации, приобщение к нравственным, социальным и общественным ценностям через активное влияние на профориентацию и подготовку к трудовой деятельности; подготовка к семейной жизни, обучение родительской культуре. Предметом деятельности гостиницы является предоставление социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания несовершеннолетних подростков от 15 до 18 лет и включает две группы: группа временного проживания (ГВП) и группа длительного пребывания (ГДП).
В группу временного пребывания принимаются подростки, оказавшиеся в сложной жизненной ситуации, и которым требуется комплексная социально-психолого-педагогическая помощь. Срок проживания в группе временного пребывания определяется консилиумом специалистов Центра.
В процессе работы с подростками в группе временного пребывания возможно перемещение их в группу длительного пребывания (в случае наличия там мест) и наличия распоряжения муниципального округа.
Задачи:
1) Предоставление социального обслуживания в стационарной форме несовершеннолетним от 15 до 18 лет, находящимся в трудной жизненной ситуации (далее получатели социальных услуг) следующих видов социальных услуг:
- социально-бытовых услуг, направленных на поддержание жизнедеятельности в быту;
- социально-медицинских услуг, направленных на поддержание и сохранение здоровья путем организации ухода, оказание содействия в проведении оздоровительных мероприятий, систематического наблюдения за клиентом для выявления отклонений в состоянии их здоровья;
- социально-психологических услуг, предусматривающих оказание помощи в коррекции психологического состояния клиентов, для адаптации в социальной среде;
- социально-педагогических услуг, направленных на профилактику отклонений в поведении и развитии личности клиентов, формирование у них позитивных интересов (в том числе в сфере досуга), организацию их досуга, оказание помощи семье в воспитании детей;
- социально-трудовых, направленных на оказание помощи в трудоустройстве и в решении других проблем, связанных с трудовой адаптацией;
- социально-правовых, направленных на оказание помощи в получении юридических услуг, в защите прав и законных интересов получателей социальных услуг.
2) Определение конкретных видов и форм помощи получателям социальных услуг, исходя из их потребностей, состояния их здоровья, учитывая конкретную жизненную ситуацию.
3) Реализация индивидуальных программ предоставления социальных услуг гражданам, направленных на преодоление трудной жизненной ситуации.
4) Осуществление деятельности по защите прав и законных интересов несовершеннолетних.
5) Осуществление образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам – дополнительным общеразвивающим программам.
6) Взаимодействие с государственными органами и учреждениями, общественными и иными организациями в решении жизненных вопросов получателей социальных услуг.
Программа инновационной структуры «Пансион».
Авторская программа, разработанная сотрудниками «Воспитательного Дома» для разновозрастных детей, состоящих в кровном родстве, т.е., братья или сестры находятся в одной группе квартирного типа и проживают вместе.
Программа нацелена на стимулирование самостоятельности, способности к разным видам деятельности, повышение социальной значимости, а также на укрепление семейных связей между родными братьями и сестрами.
Направления деятельности:
1. Реализация программ развития и укрепление родственных связей между детьми.
2. Консультативно-обучающая работа с воспитателями и другими специалистами в новых условиях их профессиональной деятельности.
3. Организация социализации, развития творческих способностей детей в образовательной и культурно-досуговой системах.
4. Взаимодействие всех специалистов (воспитатель, педагог-психолог, инструктор по труду, специалист по социальной работе, социальный педагог домашней школы, организаторы культурно-спортивных мероприятий, социальные работники) по реализации режима жизни, реабилитации, образования и отдыха воспитанников.
На основании анализа личных дел воспитанников и инструкции по ведению социального дела воспитанника составлена следующая программа составления и ведения дел в «Воспитательном Доме».
Независимо от формы проживания  и формы социально-реабилитационной работы на каждого воспитанника при его поступлении в Центр заводится социальное дело. В социальном деле содержатся документы для социально-правового сопровождения реабилитационного процесса.
Социальное дело воспитанника Центра, находящегося на полном государственном обеспечении, должно содержать и быть перечислено в описи:
- свидетельство о рождении в подлиннике  или паспорт (обязательно делается копия);
- документ, явившийся основанием для зачисления в Центр, а так же ходатайство главы муниципального образования муниципального округа с места регистрации, места фактического проживания или места обнаружения несовершеннолетнего;
- медицинский полис (подлинник вкладывается в личное дело, копия передается в медицинский кабинет);
- медицинские документы о состоянии здоровья несовершеннолетнего (медицинская карта из поликлиники, детского сада или школы передаются в медицинский кабинет и школу (хранятся у медицинских работников);
- справки о прописке-Ф-7, Ф-9;
- обзорные справки о семье несовершеннолетнего (от инспектора отдела по делам несовершеннолетних и специалиста по опеке и попечительству муниципального образования - запрашивается при обращении в соответствующие органы);
- сведения о родителях (справки с места работы, если родители находятся в местах заключения -  запросы, если родитель госпитализирован - запрос в больницу);
- акт обследования жилищно-бытовых условий семьи несовершеннолетнего  составляется в течение месяца после помещения несовершеннолетнего в Центр и повторно при возникновении необходимости, но не реже 1 раза в 3 месяца;
- справки о наличии и местонахождении, местожительства родителей, родственников несовершеннолетнего из центрального адресного бюро либо справки по форме-7 и 9;
- личное дело из школы передается в отделение диагностики и реализации социальных программ (копия, если имеется, вкладывается в социальное дело);
- свидетельство о гражданстве (при необходимости делаются запросы);
- СНИЛС;
- ИНН;
- при обнаружении права  несовершеннолетнего на получение пособий, алиментов, льгот, делаются запросы, вкладываются документы, подтверждающие основания на получение вышеозначенных выплат, а так же сберегательная книжка;
- при установлении статуса несовершеннолетнего, составляется анкета в базу данных детей, оставшихся без попечения родителей;
- решения суда, исполнительные листы судебных приставов, исковые заявления в суд и необходимые документы на лишение родителей родительских прав, восстановление в родительских правах, восстановление сроков на права наследования, защита жилищных прав несовершеннолетнего;
- информационные справки;
- протоколы консилиумов;
- копии приказов о зачислении, отчислении несовершеннолетнего из центра;
- Распоряжение отдела социальной защиты населения о признании несовершеннолетнего нуждающимся в социальной помощи, а так же ИППСУ;
- характеристики психолога, воспитателя.