В ходе исследования на первом этапе была проведена серия экспертных интервью со специалистами системы профилактики социального сиротства различного уровня: начальником отдела социальной защиты населения Кировского района г. Санкт-Петербурга; ученым, экспертом в области социального сиротства, кандидатом социологических наук доцентом СПб ГАОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы»; специалистом по социальной работе фонда профилактики социального сиротства «Укрепление семьи»; с заведующей отдела социально-правовой помощи социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних «Воспитательный Дом»; со специалистом отдела социально-правовой помощи социально-реабилитационного центра «Воспитательный Дом».
В рамках интервью было выделено два блока вопросов – первый относился к специфике проблемы социального сиротства и задавался всем интервьюируемым, второй блок касался организации деятельности и структуры Центра «Воспитательный Дом» и был задан лишь двум интервьюируемым, которые являлись сотрудниками учреждения.
Блок 1. Причины социального сиротства в России.
Цель данного блока – изучить взгляд экспертов на проблему социального сиротства и выявить инновационный опыт по профилактике.
Касаемо причин социального сиротства, все интервьюируемые ответили, что проблемы во многом связаны с алкоголизацией и наркотизацией в обществе, и развитием насилия в семье как следствия этого явления. Также было отмечено, что в современном обществе наблюдается кризис института семьи, проявляющейся также в увеличении количеств разводов. Также отмечалось, что наблюдается малообеспеченность и во многом бедность населения, что способствует помещению детей в специализированные учреждения.
Блок 2. Структура и организация деятельности в Центре «Воспитательный Дом».
Цель данного блока – выявить инновационный опыт работы СПБГБУ «социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Воспитательный Дом» и структуру организации деятельности центра.
В ходе экспертного интервью с заведующей отделением социально-правовой помощи, помимо первого блока интервью были выявлены ключевые аспекты работы отделения и центра, история создания и другое.
А именно, что в Центре функционирует одиннадцать отделений, в самом же отделении социально-правовой помощи имеется четыре сектора:
Социально-правовое сопровождение реабилитационного процесса для детей, находящихся в круглосуточном стационаре;
Социальная приёмная;
Сектор социального патронажа;
Информационно-аналитический сектор.
Также были выявлены основные задачи работы отделения:
защита прав и законных интересов воспитанников Центра.
оказание содействия органам опеки и попечительства в дальнейшем устройстве воспитанников в учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения, на усыновление, под опеку (попечительство), в приемную семью и т.п.
восстановление социально-правового статуса несовершеннолетнего.
укрепление внутрисемейных связей.
организация социально-реабилитационных мероприятий в рамках реализации индивидуальных программ.
активизация собственных усилий семей несовершеннолетних в ликвидации проблем, ставших причиной трудной жизненной ситуации.
Взаимодействие отделения со структурами:
Прокуратура;
Миграционная служба;
ЖКХ;
МВД (отдел по работе с несовершеннолетними);
Отдел социальной защиты Кировского района г. Санкт-Петербурга.
Время нахождения несовершеннолетнего в Центре как правило зависит от различных факторов, то есть индивидуально, однако программа реабилитации рассчитана на полгода.
За 2016 год (на 23.11.2016) было принято 101 несовершеннолетних;
Отчислено – 107 несовершеннолетних;
из них домой – 65 несовершеннолетних;
Приемные семьи (опекунство) – 11 несовершеннолетних;
Детский дом – 20 несовершеннолетних.
Рис. 3. Статистика СПб ГБУ «Воспитательный Дом» за 2016 г.(человек)
В ходе интервью были выявлены трудности работы отделения, в том числе отсутствие у многих поступающих воспитанников документов (свидетельство о рождении, СНИЛС, ИНН, полис ОМС и др.).
Также было сказано о Федеральном Законе «об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» 442 ФЗ, в особенности сложностях перестройки деятельности на новые правила, в особенности на индивидуальную программу предоставления социальных услуг (ИППСУ).
Следующее интервью было проведено со специалистом по социальной работе отделения социально-правовой помощи. В процессе работы были выявлены основные обязанности специалиста:
Первичная консультация пришедших на консультацию в Центр клиентов;
Оформление новых клиентов/воспитанников;
Определение в нужное отделение или к другим специалистам.
Было выявлено, что большинство воспитанников попадают в Центр по направлению органов опеки, однако часто родители сами обращаются за помощью. Конфликтные ситуации между ребенком и родителями чаще всего встречаются с возраста 9 лет. В стационаре Центра имеется 70 мест, также еще 7 мест в филиале «маленькая мама».
На основании интервью была сформирована анкета для исследования (Приложение 3).
В исследовании принимали участие двадцать специалистов СПБ ГБУ «социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Воспитательный Дом». Из двадцати человек должность педагога-психолога занимают пять человек, должность специалиста по социальной работе пять человек, девять человек являются воспитателями и один человек является начальником отдела социально-правовой помощи. Таким образом, в исследовании принимали участие 25 % педагогов-психологов, 25 % специалистов по социальной работе, 45 % воспитателей и 5% начальники отдела.
Таблица 2.
Описание выборки исследования по должности
Должность
Кол-во респондентов Кол-во респондентов (%)
Воспитатель 9 45
Педагог-психолог 5 25
Специалист по социальной работе 5 25
Начальник отдела 1 5
Стаж работы разнится – начальник отдела работает уже двадцать пять лет, при этом имеются менее опытные сотрудники.
Для анализа стажа работы время было поделено на секторы:
От нуля до пяти лет; от пяти до десяти лет; свыше десяти лет.
От нуля до пяти лет – 5 человек; свыше пяти, но меньше десяти – 4 человека; свыше десяти лет – 11 человек. Исходя из этого можно сделать вывод, что в исследовании принимали участие в основном сотрудники имеющие большой опыт в работе с данной категорией граждан. Таким образом, 25% опрошенных имеют опыт работы до пяти лет, 20% свыше пяти, 55 % опрошенных имеют опыт работы свыше десяти лет.
Рис. 4. Описание выборки исследования по стажу работы
Следующий вопрос касался профиля образования опрошенных.
Было выявлено, что высшее психологическое образование имеют 4 человека; 11 человек – педагогическое; 3 – специалисты по социальной работе и 2 человека – юридическое. То есть, 55% опрошенных имеют педагогическое образование, 20 % - психологическое, 15 % – образование специалистов по социальной работе и 10% - юридическое.
Таблица 3. Профиль образования респондентов
Профиль образования Кол-во опрошенных Кол-во опрошенных (%)
Педагогическое 11 55
Психологическое 4 20
Специалист по социальной работе 3 15
Юридическое 2 10
Блок 1. Причины социального сиротства.
На следующий вопрос – «Какие причины социального сиротства наиболее часто встречаются в Вашей практике?» были предложены варианты ответов: алкоголизм/наркомания родителей; малообеспеченность семьи; педагогическая несостоятельность родителей; жестокое обращение с детьми; болезнь родителей; нахождение родителей в местах лишения свободы.
Первый вариант выбрали все двадцать респондентов – следовательно, зависимость от алкоголя и наркотических средств является самой частой причиной сиротства, по мнению опрошенных.
Малообеспеченность как причину выбрали двенадцать респондентов (60%). Педагогическую несостоятельность семьи выбрали одиннадцать респондентов (55%). Жестокое обращение с детьми выбрали как причину двенадцать респондентов (60%). Болезнь родителей как наиболее частую причину социального сиротства выбрали лишь пять респондентов (25%).Нахождение родителей в местах лишения свободы выбрали лишь шесть человек (30%).
Рис. 5. Причины социального сиротства по мнению респондентов (специалистов «Воспитательного Дома»)
Исходя из результатов данного блока, наиболее частой причиной социального сиротства специалисты считают алкоголизм и наркоманию, а также малообеспеченность семей.
Блок 2. Тенденции в развитии проблемы социального сиротства.
На следующий вопрос анкеты – «Как, на Ваш взгляд, изменилась ситуация за несколько лет?» трое опрошенных ответили, что количество детей, с которыми они работают, увеличилось. Четыре человека считают, что количество детей уменьшилось. Тринадцать человек считают, что количество детей, с которыми они работают, осталось на прежнем уровне.
Таким образом, 65 % опрошенных считают, что количество детей осталось на прежнем уровне; 20% считают, что количество детей уменьшилось, и лишь 15 % думают, что количество детей увеличилось.
Рис. 6. Как изменилось количество детей, состоящих на учёте в СПб ГБУ «Воспитательный Дом»
Исходя из вышесказанного, количество воспитанников остается на прежнем уровне, по мнению опрошенных.
Блок 3. Основные проблемы социального сиротства.
Вопрос – «Какие Вы видите проблемы в устройстве Ваших воспитанников?» был открытым.
Следует отметить, что большое число опрошенных такую формулировку как «дети, оставшиеся без попечения родителей» в отношении их профессиональной деятельности посчитали наименее актуальной, поскольку главной целью является профилактика социального сиротства, т.е. возвращение ребёнка в семью.
Для того чтобы проанализировать ответы, были определены следующие категории: законодательство, психолого-педагогические сложности, бюрократические сложности (Таб. 4).
Таблица 4. Проблемы в практике осуществления социальной помощи безнадзорным детям (на основании «открытых» вопросов анкеты)
Законодательство Проблемы с ИППСУ; Проблемы с жильем; В законодательстве на региональном уровне; Дело не в увеличении или уменьшении количества детей, находящихся в социальном учреждении, а в изменившейся процедуре приема н/л на обслуживание (так называемая «нуждаемость») в услугах; Не совершенное законодательство; не скоординированное межведомственное взаимодействие; огромное количество бумаг для заполнения; В связи с 442 ФЗ усилилась бюрократическая система по устройстве детей, по этой причине специалисты МА МО и ЦСПСиД помещают детей с большей неохотой, в крайних случаях; Сложность в оформлении ИППСУ, огромное количество бумаг, которые должны заполнить для определения ребенка в ВД, плохое взаимодействие ведомств друг с другом.
Психолого-педагогические сложности Дети, проживающие в детских домах до восемнадцати лет, по наступлению совершеннолетия испытывают проблемы в социализации; Изъятие из семьи проводить по принципу «семь раз отмерь»; не воспитывать из детей стукачей; Проблема запоздалого реагирования органов опеки, соседей, учителей школ, психолога, социальных работников на детей, которым давно нужна помощь; Как можно раньше разбудить у ребенка ответственность за себя, за свое будущее и свои поступки, поощрять и упрощать взятие под опеку родственниками; Эффективная работа с «проблемной» семьей, разработка новых механизмов оказания помощи, а не работа на «показатели», желание семьи выйти из кризиса; Монотонность жизни в условиях реабилитационного центра, недостаточное психолого-педагогическое сопровождение приемных семей, недостаточно условий для развития индивидуальных талантов воспитанников в условиях учреждения.
Бюрократические сложности (оформление бумаг) Не совершенное законодательство; не скоординированное межведомственное взаимодействие; огромное количество бумаг для заполнения; (подходит под две категории); Профилактические работы с семьями из зоны риска, устранение бюрократических преград при устройстве детей в приемные семьи или при возврате в семью; профилактическая работа с семьями, бюрократическая волокита.
Исходя из анализа ответов, можно сделать вывод, что наибольшие проблемы в устройстве специалисты связывают с несовершенством законодательства и психолого-социальными сложностями проблемной семьи, а также с недостаточной профилактикой социального сиротства.
Блок 4. Пути оптимизации социальной работы с социальными сиротами.
На вопрос – «Что необходимо улучшить для оптимизации социальной работы с сиротами?» были предложены следующие варианты ответов:
- законодательство;
- материальная база;
- ужесточение наказаний за жестокое обращение с детьми;
- усиление межведомственного взаимодействия;
- меры по профилактике и графа для собственного варианта ответа.
Большее количество раз опрошенные решили, что нужно изменить законодательство – тринадцать ответов (65%).
Материальная база – этот вариант выбрали лишь семь раз (35%).
Ужесточение наказаний за жестокое обращение с детьми – семь раз (35%).
Усиление межведомственного взаимодействия – десять раз (50%). Меры по профилактике – одиннадцать раз (55%).
В графе «Другое» были предложены такие варианты, как патронаж неблагополучных семей; раннее выявление детского неблагополучия.
Рис.7 . Что необходимо усовершенствовать в социальной работе с социальными сиротами, по мнению специалистов
Можно сделать вывод о том, что пути оптимизации проблемы социального сиротства имеют несколько уровней: развитие законодательства и поиск новых решений данной проблемы на федеральном уровне, на уровне субъектов и муниципальном уровне поддержание и увеличение профилактических мер, в том числе направленных на укрепление института семьи.
Таким образом, наиболее частыми причинами социального сиротства специалисты и эксперты различного уровня считают алкоголизацию и наркотизацию общества, а также развитие насилия в семье. Было отмечено, что в современном обществе наблюдается кризис института семьи. В рамках анкетирования сотрудников центра отмечалось, что наиболее частыми причинами специалисты считают алкоголизм, малообеспеченность и педагогическую несостоятельность родителей, а болезнь родителей оказалась самой маловероятной причиной, по мнению опрошенных.
По мнению специалистов, основные проблемы в социальной работе с детьми, оставшимися без попечения родителей, связаны с несовершенством законодательства, недостаточными мерами по профилактике, а также психолого-социальными сложностями проблемной семьи.
Исходя из вышесказанного видно, что мнения экспертов и специалистов различного уровня в системе профилактики социального сиротства совпадает с мнением сотрудников СПБГБУ «социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Воспитательный Дом».