Социальная профилактика - это целенаправленная, социально организованная деятельность по предотвращению проблем населения в различных сферах жизнедеятельности [31,c,55].
Первичная профилактика направлена на предупреждение и устранение неблагоприятных факторов, вызывающих негативные социальные явления, а также на повышение устойчивости личности к влиянию данных факторов.
Первичная профилактика широко применяется в практике социальной работы с детьми и подростками, находящимися в трудной жизненной ситуации.
Задачей вторичной профилактики является раннее выявление дезадаптивного поведения и его симптомов и работа с группой риска. Профилактические меры принимаются в отношении группы риска непосредственно перед возникновением проблем.
Третичная профилактика обычно направлена на предупреждение рецидивов, то есть на ту категорию, для которой проблема уже стала частью жизни [31,c.56].
Часто первичная профилактика требует комплексного подхода, который должен привести в действие системы и структуры, способные предотвратить возможные проблемы или решить поставленные задачи.
Конкретная деятельность по предупреждению негативных тенденций в социальном развитии индивидов имеет ряд принципиально важных моментов.
Во-первых, негативные тенденции имеют, как правило, имеют прежде всего социально-экономический характер. Поэтому их продуктивное решение предполагает учет и реорганизацию всего комплекса факторов силами специалистов разных профессий. Специалисту по социальной работе необходимо выделить те аспекты проблемы, которые соответствуют его компетенции.
Во-вторых, формулировка конкретных целей профилактической работы может вестись только на основе учета специфики конкретной ситуации. Трудно наладить работу с клиентом при решении, например, его материальных проблем, не зная уровень его доходов, или заниматься профилактикой асоциального поведения, не зная его видов и причин возникновения. Это означает, что при постановке цели социальной работы по оптимизации социального состояния индивида должен быть четко определен объект (тип состояния) и предмет (вид профессиональной деятельности) направления воздействия. Здесь возможно применение всего арсенала средств диагностического измерения индивида, система планирования работы с определенными этапами ответа на вопрос: «Для кого и что мы собираемся делать»?
В третьих, подбор адекватных средств для оптимизации социального состояния (самочувствия) клиента может вестись только на основе тщательно конкретизированной цели работы.
В построении общей программы оптимизирующих мероприятий, безусловно, ведущую роль играет ориентация профилактической работы. В зависимости от того, на каком уровне планируется ее проведение (микро-, макро-уровень и так далее) в работе будут преобладать установки либо на устранение объективных источников развития негативных состояний (проективный план), либо на использование компенсаторных средств (коррективный план).
Непосредственная нацеленность на оптимизацию разных сторон социального развития – поддержание высокого уровня социального самочувствия, адаптация к новым экономическим условиям или снижение заболеваемости – требует преимущественного привлечения разных профилактических средств и неодинаковой их компоновки (целевых установок) в рамках целостной системы.
В-четвертых, важнейшим моментом в деятельности социального работника определение эффективности мероприятий. В этих случаях не только возможно, но и необходимо опираться на анализ показателей социально-экономической, социально-психологической эффективности: удовлетворенность социальным обслуживанием (патронажем), сокращение заболеваемости, улучшение социально-психологического климата в коллективе, удовлетворенность трудом и т.д.
Исторический и зарубежный опыт профилактики социального сиротства доказывает необходимость избегания институционализации детей, оставшихся без попечения родителей, путем нахождения альтернативного решения их жизнеустройства на уровне общины и проведения превентивной социальной политики в сфере семьи и детства [20,с.9].
В Российской Федерации выделяют такие модели жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей, как усыновление, опека и попечительство. Усыновление – это такая мера защиты ребенка, при которой устанавливаются родственные связи между ребенком, с одной стороны, и человеком или супружеской парой, не являющимися его родными отцом и матерью, с другой стороны. Усыновление – это процесс, при котором ребенок находит для себя семью, а не какую-либо ее замену [20,с.36]. Опека – устанавливается над детьми до 14 лет в целях их содержания, образования и воспитания, а также для защиты их прав и интересов. В отличие от усыновления, ребёнок сохраняет свои фамилию, имя, отчество, а кровные родители не освобождаются от обязанностей по участию в содержании своего ребёнка. Опекун имеет практически все права родителя в вопросах воспитания, обучения, содержания ребёнка и ответственности за ребёнка. На содержание подопечного ребёнка ежемесячно выплачиваются средства в размере, установленным законодательством субъекта Федерации. Органы опеки обязаны осуществлять регулярный контроль над условиями содержания, воспитания и образования ребёнка. Доступность опеки объясняет ее распространенность и появление достаточно большого числа опекунских семей. Опекунская семья является обязательно объектом контроля (надзора) со стороны государства в лице его органов, уполномоченных на охрану прав детей [20,с.38]. Попечительство – устанавливается над детьми с 14 до 18 лет также как и опека, в целях их содержания, образования и воспитания. Приемные семьи – возмездная форма опеки, которая функционирует как специализированное учреждение для детей, оставшихся без попечения родителей, иначе это можно назвать «семья по договору». Наряду с приемными семьями, где ребенок находится круглосуточно, существуют семьи, обеспечивающие прием детей на ограниченный срок [20,с.60].
Социальная профилактика
Страница: 1
Сообщений 1 страница 1 из 1
Поделиться12017-12-11 11:32:21
Страница: 1